Глава 2 Русская культура II половины XIII–XV вв.
Истоки русского культурного развития.
Мотив
предпочтения смерти бесчестию и признанию поражения лег в основу «Сказания об убиении в Орде князя Михаила Черниговского»
и «Слова о Меркурии Смоленском». С религиозно-философским осмыслением постигшей Русь
трагедии выступил епископ г. Владимира Серапион. В Своих «Словах»
и «Поучениях» он как проповедник старается
извлечь урок из случившегося. Продолжая идейную традицию провиденциализма
русских книжников более раннего периода, Серапион Владимирский рассматривал
нашествие как наказание, наложенное Богом за грехи, проявление «ярости Его».
В
период борьбы с монгольскими завоевателями и золотоордынским игом обращение к
былинам и сказаниям киевского цикла, в которым яркими красками описывались
битвы с врагами Древней Руси, и славился ратный подвиг народа, придавало
русским людям новые силы.Новый легенды (такие , как , например «Сказание о
невидимом граде Китеже» - городе, ушедшем на дно озера вместе со своими
храбрыми защитниками, не сдавшимися
врагам, и ставшем для них невидимым),
звали русских людей на борьбу. Складывается жанр поэтических исторических песен. К их числу относится «Песнь о Щелкане Дудентьевиче» , которая рассказывает
о восстании в Твери в 1327 г.
Не
менее опасным было противостояние с западноевропейским католическим миром.
Борьба с «немцами», под которыми в Древней Руси понимали как собственно
немецких рыцарей, так и представителей других германоязычных народов (шведов,
норвежцев, датчан и др.), является одной из ведущих тем «Жития
Александра Невского»,
составленного в конце XIII в.
Самостоятельное значение имеет «Слово о погибели
Русской земли» – небольшое произведение, которое древнерусские
книжники, как правило, вставляли в качестве предисловия к этому житию.
Прошло
более сотни лет и эпоха поражений сменилась эпохой первых побед. Откликом на
Куликовскую битву стала «Задонщина»
– поэтическое произведение, созданное рязанским боярином Софонием. Как образец стиля Софоний использовал «Слово о полку Игореве». В текстах обоих произведений
можно найти множество параллелей. Однако идейное наполнение «Задонщины»
совершенно иное. Если неизвестный автор «Слова» относится к герою своего
повествования князю Игорю отрицательно, то Софоний поет славу великому князю
Дмитрию Ивановичу, его двоюродному брату князю Владимиру Андреевичу и «могучему
городу Москве». «Задонщина» проникнута торжеством за Русскую землю, сумевшую
объединиться, отбросить распри перед лицом врага и победить.
Несколько
в ином ключе передает те же события «Сказание о Мамаевом
побоище». Оно, по видимому, было
написано уже спустя довольно-таки большой срок после битвы. Автор его
неизвестен. В «Сказании» меньше поэтических метафор, но слог, тем не менее,
весьма эмоционален и экспрессивен (особенно в изображении батальных сцен),
изложение событий подробное и обстоятельное. Много в «Сказании» сведений легендарного
характера и сознательно допущенных искажений (например, митрополит Киприан,
который был во враждебных отношениях с Дмитрием и отсутствовал в Москве,
согласно «Сказанию» благословляет князя на битву). Однако даже неточности в
тексте «Сказания» служат исполнению общего замысла. Все подчинено двум главным
идеям: идее патриотической, о необходимости борьбы против монголо-татарского
ига, и идее политической, о том, что центром этой борьбы является Москва, и
князья московские ответственны за эту борьбу.
Со II четверти XIV века
зарождается московское летописание.
Московская летопись быстро превращается в летопись общерусскую. В конце XIV в. был составлен «Летописец Великий Русский», а в
Чрезвычайно
велика была в духовной жизни русского общества роль церкви. Огромное значение
для культурного и общественного развития имела деятельность подвижника и
реформатора Сергия Радонежского (1321 –
1391). Им был основан Троицкий монастырь (Троице-Сергиева Лавра), воплотивший в
себе новые принципы монастырской жизни. На смену келиотским монастырям, в
которых монахи жили на особицу, сохраняя при себе все свое мирское имущество и
ведя подчас совсем не подобающий инокам образ жизни, пришли монастыри
общежитийные, в которых монахи не имели личного хозяйства, жили трудом и
пользовались все в равной степени только тем, что давал монастырь. Авторитет
Сергия был огромен. Дмитрий Донской, собираясь на битву с Мамаем, обратился к
нему за поддержкой. Сергий (именно игумен Сергий, а не митрополит Киприан),
благословив князя и все русское воинство, предрек победу.
Житие святого преподобного Сергия было написано монахом
Троице-Сергиева монастыря Епифанием
Премудрым (?–1420). Епифаний был выдающимся писателем своего
времени. В своих произведениях, большинство из которых относятся к
агиографическому жанру (жития святых) он демонстрирует мастерское владение
популярным в XV в.
художественным приемом, который называется «плетением
словес» и заключается в своеобразном «нанизывании» эпитетов.
Пример из «Жития Стефана Пермского», написанного тоже Епифанием: «Един тот был
у нас епископ, то же был нам законодавец и законоположник, то же креститель и
апостол, и проповедник, и благовестник, и исповедник, святитель, учитель…»
и т. д.
XV столетие – время расцвета агиографического жанра. Помимо Епифания в это
время работал выходец из Сербии Пахомий Логофет
(«Житие митрополита Алексея», «Житие Варлаама
Хутынского»). В конце XV или в
начале XVI века получила
литературную обработку (автор ее, возможно, московский священник и писатель Ермолай-Еразм)
и была превращена в «Житие» легенда о Петре и
Февронии Муромских. Это
трогательная история любви князя и дочери простого бортника, отдаленно
напоминающая западноевропейских Тристана и Изольду. В отличии от большинства
агиографических сочинений это «Житие» написано простым языком, безо всякого
«плетения словес» и сохраняет в себе много фольклорных черт, напоминая более
народную сказку, нежели богословское произведение.
Парадоксальным
образом о глубоком проникновении христианства в сознание народа свидетельствуют
распространение в XV в.
всевозможных ересей («жидовствующие»,
«стригольники») и ожесточение религиозных споров. Только прочно укоренившись в
культуре, христианская доктрина могла стать предметом размышлений для широких
масс. Одним из самых грандиозных являлось идейное противостояние «иосифлян» и «нестяжателей».
Основным предметом спора был вопрос о монастырском землевладении,
морально-этический его аспект. По мнению Иосифа Волоцкого
(в миру Иван Санин), основателя и игумена Успенского монастыря под
Волоколамском, монастыри и церковь вообще должны иметь большие владения и
пользоваться трудом работающих на земле крестьян. Богатая церковь – это сильная
церковь, а сильная церковь – залог процветания веры – такова была логика
«иосифлян». Концентрированным выражением идеологии иосифлянства является «Просветитель»,
полемическое сочинение, автором которого был сам Иосиф.
Противоположную
точку зрения высказывали «нестяжатели». По мнению их духовного лидера Нила Сорского
(в миру Николай Майков), жившего в скиту недалеко от Кирилло-Белозерского
монастыря, монахи должны жить своим трудом, главная их задача – духовное
самосовершенствование. Он обличал корыстолюбие иосифлянского духовенства, их
нежелание отказаться от мирских «прелестей», гордыню. Воззрения Нила Сорского
испытали серьезное воздействие исихазма. Исихазм – религиозно-мистическое учение, пришедшее на
Русь из Византии. Основная идея исихазма – соединение человека с Богом путем
отрешения от мирской суеты, самососредоточения сознания – «молчания» и особого
вида медитации «Христовой молитвы». Нил Сорский оказал большое влияние на
духовную культуру Руси XV–XVI вв., был причислен к лику
святых.
В XV в. расширяется культурный, исторический и
политический кругозор русских людей. Об этом свидетельствует возрождение
интереса к произведениям, рассказывающим о путешествиях в дальние страны – «хожениям» или «хождениям». Известен цикл повестей
о русском посольстве на Ферраро-Флорентийский собор, закрепившем унию
католической и православной церкви – «Хождение
во Флоренцию». Получает распространение переводная «Христианская топография» византийского
путешественника Козьмы Индикоплова. Самым
интересным и оригинальным произведением этого жанра следует признать «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. Пустившись в дорогу по
торговым делам, недалеко от Астрахани он оказался жертвой грабителей.
Возвращение домой грозило полным разорением. В надежде поправить положение
Афанасий решает двигаться вперед в поисках выгодных закупок восточных товаров.
«Три моря», за которые совершил свое вынужденное путешествие Афанасий Никитин,
– это Каспийское, Черное и Индийский океан. С 1468 по
В
условиях, когда шло восстановление хозяйства и наметился его подъем, все более
необходимым становиться деловые записи. С XIV в. начинает использоваться бумага вместо дорого
пергамента. Рост потребностей в записях, появление бумаги повлекли за собой
ускорение письма. На смену «уставу» , когда
буквы квадратной формы выписывались с геометрической точностью и
торжественностью, приходит полуустав –
более свободное и беглое письмо, а с XV в.
появляется скоропись, близкая к современному письму.
В
Москве первые монументальные здания возводятся при Иване Калите. В отличие от
Новгорода и Пскова, где строительство велось по частным заказам бояр и
купеческих артелей, здесь монументальное зодчество с самого начала приобрело
государственный характер. Первые каменные постройки в Московском княжестве,
дошедшие до нас: Успенский собор (1400) и собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405) в
Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422), собор Андроникова
монастыря в Москве (1427) –продолжали традиции
владимиро-суздальского белокаменного зодчества.
Основной заботой московских князей было,
конечно, украшение Кремля. В
Живопись
Рублев Андрей (1360–1430
гг.) – величайший художник, монах, постриженник Троице-Сергиева монастыря.
Первое летописное упоминание об Андрее Рублеве относится к
Продолжателем
рублевской традиции в московской иконописной школе был Дионисий (1440–1503). Им были расписаны церкви в
Пафнутьево-Боровском и Ферапонтовом монастырях. Известность и славу мастера он
получил уже при жизни. Современники называли его художником, «пресловущим паче
всех», т. е. знаменитым. В
Высокий
уровень живописного мастерства, гуманистическая направленность, художественное
совершенство произведений, создаваемых иконописцами XIV–XV вв.
позволяют исследователям говорить о вступлении Руси в эпоху по многим чертам
созвучную эпохе европейского Предвозрождения.
Прикладное искусство
Русское ювелирное искусство,
представленное в первом зале Оружейной палаты, охватывает период с XII до
начала XVII столетия.
Русские златокузнецы в Киевской Руси владели такими же приёмами и техниками
обработки благородного металла, которые применяли мастера в Западной Европе и
Византии. Эти способы проникали на Русь благодаря торговым и дипломатическим
связям. Но памятников древнего ювелирного искусства со времен Киевской
Руси сохранилось совсем не много. Некоторые предметы найдены во время
археологических раскопок, другие – случайно обнаруженные клады.
Основа коллекции Оружейной палаты – изделия русских мастеров XVI-XVII веков.
Женские ювелирные изделия. Височные кольца. Русское ювелирное
искусство XII-XV веков. Очень часто такие украшения составляли всю казну семьи.
Самые распространённые женские украшения – височные кольца, для крепления на
головном уборе. Чаще всего они крепились на ленте и уже сложенная в двое лента
пришивалась по бокам головного убора, волосника. Чаще всего височные кольца
делали в форме пятилучевой звёзды. Мельчайшие шарики, диаметром 0,04-0,05 см сажали
в кольцо диаметром 0,06 см. Всего таких серебряных зёрен – до 5 000 на каждом
из украшений. Техника напаивания миркоскопических колец была хорошо известна в
домонгольской Руси.
Шедевр коллекции – серебряный
потир, изготовленный владимиро-суздальскими мастерами. Это очень стройная по
форме чаша с соразмерными частями.
В одном из медальонов, украшающих потир, есть изображение святого Георгия.
Происходит потир из Спасо-Преображенского собора города Переславля Залесского.
Поэтому историки считают, что потир скорее всего, принадлежал Юрию
Всеволодовичу, внуку Юрия Долгорукого.
Знаменитый рязанский клад по
всей видимости – часть великокняжеской казны, которую спрятали при осаде города
ордами Батыя в 1238 году. Когда весной 1822 года крестьяне пахали поле, то
нашли горшок с драгоценностями. Сосуд задели плугом, он разбился и из него
выкатились представленные в витрине редкие предметы домонгольского ювелирного
искусства.
Складень Удивительно, что вещь подписная, это совершенно невероятно для 1412
года. Тем не менее, на складне написано имя мастера – Лукеан. Сюжет складня –
песнь торжества Воскресения, Христос изображён в райских кущах вместе со
святыми. В этой работе очень заметно влияние романского стиля. Крошечную вещь
отличает изумительная работа. Серебро, золочение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий