Стили
·
Русское барокко — общее название
разновидностей стиля барокко,
которые сформировались в Русском
государстве и в Российской империи в конце XVII—XVIII веках.Русское барокко, в свою очередь, делилось еще на несколько разновидностей:
Московское барокко (с 1680-х по 1700-е годы, ранее неточно называлось «нарышкинское барокко») — переходный период от узорочья к полноценному барокко с удержанием многих конструктивных элементов древнерусской архитектуры, переработанных под влиянием украинского барокко. Пример
Церковь Покрова в Филях
( Московское барокко)
· Строгановское барокко — консервативно-провинциальный извод московского барокко, в котором выполнены четыре храма в Нижнем Новгороде и на Севере. Пример :Рождественская церковь в Нижнем Новгороде (Строгановское барокко)
· Елизаветинское барокко (c 1730-х по 1760-е годы) — гибрид петровского и московского барокко с северо-итальянскими привнесениями. Наиболее полно воплотился в грандиозных постройках Ф. Б. Растрелли. Пример: Смольный Воскресения Христова собор (Елизаветинское барокко)
Для
провинциального барокко на севере и востоке России характерны упрощённые формы
и тенденция к живописному нагромождению последовательно уменьшающихся объёмов. Большим своеобразием отличается сибирское барокко, сочетающее разработку
заветов московского барокко с конструктивными заимствованиями из словаря
украинского барокко и декоративными привнесениями с Востока.
·
Русский
классицизм стиль в искусстве, возникший в России в процессе европеизации при Екатерине
II, и распространённый во второй половине XVIII.
Живопись эпохи классицизма, в отличие от
архитектуры и скульптуры, не была настолько строго подвержена влиянию главного
стиля эпохи. Параллельные классицизму стилевые тенденции порой, наоборот,
выходили на первый план. Так, отчетливо чувствуется линия «рококо —
сентиментализм — романтизм». Тем не менее, даже на самом радикальном
проявлении «неклассического» лежит отпечаток классицизма. А сильнее всего из
всех жанров живописи он отразился в исторической.
В иерархии
жанров живопись занимала низшее положение по сравнению со скульптурой —
как из-за того, что античных образцов живописи практически не сохранилось, так
и из-за более высокой мемориальной способности скульптуры, что было важным для
назидательности классицизма.
Основоположником
стиля русское рококо считают Франческо Бартоломео Растрелли Младшего (1700—1771
гг.), сына скульптора и архитектора Растрелли Старшего. В середине 18 века с
приходом к власти Елизаветы были начаты строительные работы под руководством
Растрелли в Петербурге, Петергофе и Царском Селе. Растрелли сумел соединить в
своих творениях элементы барокко, классики и модного в то время в Европе
рококо. В Летнем дворце Елизаветы Петровны в Петербурге (1741—1744 гг.)
созданном Растрелли, декор включал рокайли, картуши в сочетании с масками львов
с гребешками по краям и другие мотивы, присущие рококо. При этом в сооружении
присутствуют архитектурные элементы, характерные и для барокко: повторены
многие детали Версаля, например, визуальная неровность стен, созданная с
помощью сдвоенных колонн, ризалитов, ваз, статуй. В произведениях этого
архитектора русское рококо получило монументальность, мощь, масштабность.
Псевдорусский стиль (включает
русско-византийский стиль) — условное общее наименование нескольких различных
по своим идейным истокам направлений историзма в русской архитектуре XIX — начала
XX веков, основанное на использовании традиций древнерусского зодчества и
народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской
архитектуры. Разновидность «национального романтизма»
Псевдорусский стиль возник в рамках
общеевропейского подъёма интереса к национальной архитектуре и представляет
собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. Стиль
последовательно сочетался с другими направлениями — от архитектурного
романтизма первой половины XIX века до стиля модерн.
Термины, обозначающие направление в русской
архитектуре второй половины XIX — начала XX веков, связанное с поиском
самобытного национального стиля, до сих пор неточны, а отдельные явления,
существовавшие в рамках этого направления, не дифференцированы.
Появившееся в начале XIX века наименование
«русско-византийский стиль», которое чаще сокращалось современниками до
«византийского стиля», обозначало такие различные образцы национально
ориентированной архитектуры, как «тоновская архитектура» (по К. А. Тону), не
имеющая ничего общего с византийскими прототипами, и, например, сооружения,
подражающие образцам кавказской и балканской архитектуры. Появившийся во второй
половине XIX века термин «русский стиль» объединял ещё более разнородные
явления — от небольших придворных загородных сооружений 1830-х годов в
«пейзанском стиле», идеализирующем быт крестьянства, до массовых деревянных
парковых построек и выставочных павильонов 1870-х годов, а также крупных
общественных зданий 1880-х годов.
- Русско-византийский стиль
Одним из первых течений, возникших в рамках
псевдорусского стиля, является зародившийся в 1830-е годы «русско-византийский
стиль» в архитектуре церквей. Первым примером сооружений в этом стиле считается
православный храм Александра Невского в Потсдаме по проекту Василия Стасова.
Освящение храма произошло в сентябре 1829 года.
Развитию этого направления способствовала
весьма широкая правительственная поддержка, поскольку русско-византийский стиль
воплощал идею официального православия о преемственности между Византией и
Россией. Для русско-византийской архитектуры характерно заимствование ряда
композиционных приёмов и мотивов византийской архитектуры, наиболее ярко
воплотившихся в «образцовых проектах» церквей Константина Тона в 1840-е годы.
Тоном были возведены Храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец и
Оружейная палата в Москве, а также кафедральные соборы в Свеаборге, Ельце
(Вознесенский собор), Томске, Ростове-на-Дону и Красноярске.
Подражание
древнерусскому зодчеству
Для другого направления псевдорусского
стиля, возникшего под влиянием романтизма и славянофильства, характерны
постройки с произвольным толкованием мотивов древнерусской архитектуры.
Постройки в
псевдорусском стиле:
· Опекунский совет Жилярди,· Исаакиевский собор,· Казанский кафедральный собор,· Здание Главного Штаба,· Александровская колонна,· Нарвские триумфальные ворота,· Московские триумфальные ворота в Петербурге
Комментариев нет:
Отправить комментарий