Глава
7. Русская культура I
половины XIX в.
Ознаменованный сменой императоров рубеж веков оказался вехой и в развитии культуры. Новый этап характеризовался расширением культурного взаимодействия с другими странами и народами, общей демократизацией творческого процесса и более четкой дифференциацией различных его сфер. Отчетливо меняется колорит эпохи: ушли в прошлое пудреные парики с буклями и косицами, камзолы и т. д. Для художественной культуры первой половины XIX в. были характерно усиление внимания к человеку, его внутреннему миру; чувство, а не долг, становится побудительным источником его поступков.
Для
русской литературы первой половины XIX в.
характерна быстрая смена художественных направлений. Господствующие
эстетические принципы успевали несколько раз трансформироваться в течение жизни
одного поколения. Завершающим аккордом развития классицизма в русской
литературе явилась пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума»
(1823 г.), в которой традиции классической комедии XVIII в. сочетаются, как у Д. И. Фонвизина,
с чертами зарождающегося реализма. В начале века в Европе и в России
формируется романтизм – течение в литературе и искусстве, для которого
характерен особый интерес к неординарной личности, одинокому Герою,
противопоставляющему себя, мир своей души окружающему миру. Для романтиков в
творчестве главной задачей является не столько точное воспроизведения
реальности, сколько создание «идеала», черты которого обычно придаются главному
действующему лицу и отражают отношения автора к действительности. Создателем
русского романтизма считают Василия Андреевича Жуковского
(1783–1852), поэта, чьи полные меланхолии, народных мотивов и мистических
образов произведения (баллады «Людмила» 1808 г., «Светлана»
1812 г.) стали образцами стиля новой литературы. Для романтиков характерен
интерес к истории. Не случайно В. А. Жуковским была переведена
«Одиссея» Гомера. Император ценил заслуги В. А. Жуковского, ему было
доверено воспитание наследника престола, будущего Александра II, в 1841 г. Жуковский был избран академиком
Петербургской АН. Помимо него представителями романтизма были поэты-декабристы К. Ф. Рылеев,
В. К. Кюхельбекер,
А. А. Бестужев
(Марлинский), А. И. Одоевский. Идейная основа их творчества,
конечно, очень отличается от романтизма Жуковского. В ней преобладает поэзия
борьбы, свободы, она гораздо более оптимистична. Иначе как романтическими
нельзя назвать и ранние произведения Александра Сергеевича Пушкина
(1799–1837) и Михаила Юрьевича Лермонтова (1814–1841).
Пушкин
относится к числу тех писателей, чей творческий путь был отмечен обращением к
различным художественным направлениям. Как уже было сказано, ранний Пушкин –
романтик, в его произведениях можно даже обнаружить некоторое влияние
сентиментализма. В то же время он считается родоначальником русского реализма.
Его роман
в стихах «Евгений Онегин» был назван В. Г. Белинским
«энциклопедией русской жизни». На первый взгляд Онегин напоминает излюбленный
тип романтического героя – разочаровавшийся в жизни, уставший от
великосветского общества молодой человек, стремящийся к уединению в деревенской
глуши. Однако, внимательно вглядевшись в его образ, нетрудно заметить, что сам
автор отнюдь не считает затворничество Онегина благородным и поэтичным и не
пытается убедить в этом читателя. Это не романтический «идеал». Пушкин рисует
реалистический портрет человека, который «играет» для самого себя одинокого
романтического героя. «Заигравшись», Онегин не смог оценить искреннего чувства
в совсем не соответствующей романтическим канонам, не «таинственной», не
«роковой» деревенской барышне Татьяне. Для Онегина дороже оказывается его
красивая поза, за что он и расплачивается в итоге. Помимо «Онегина» выдающимися
образцами реализма в творчестве А. С. Пушкина являются историческая
драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский».
Не
просто складывались отношения А. С. Пушкина с властью. Близость
декабристам, независимый характер стали причиной достаточно прохладного
отношения к нему со стороны Николая I. Ссылки и опалы сменялись
сомнительными императорскими милостями, такими например, как пожалование низшего
придворного чина камер-юнкера, не подходящего Пушкину ни по возрасту, ни по
занимаемому месту в обществе.
Трагической
была гибель поэта. Конфликт, разгоревшийся при молчаливом попустительстве
великосветского окружения, привел к дуэли, необходимость участия в которой была
продиктована понятиями дворянской чести, к которым сам А. С. Пушкин
относился очень серьезно. Пушкин был убит в возрасте 37 лет.
Традиции Пушкина в литературе продолжил его младший современник М. Ю. Лермонтов.
Ранние произведения Лермонтова – это в основном любовная лирика. Однако со
временем в его поэзию наряду с темой трагичной, несчастной любви входит
гражданская тематика. Известность ему принесло стихотворение «На
смерть поэта», посвященное гибели А. С. Пушкина. За ним
последовали «Родина», «Бородино». Как и его великий
предшественник, М. Ю. Лермонтов в своем творчестве сочетал романтизм
и реализм. Поэзия романтического одиночества и противостояния миру нашла
отражение в поэмах «Мцыри» и «Демон». Вершиной лермонтовского
реализма считается роман «Герой нашего времени». Драматургия
М. Ю. Лермонтова представлена пьесой «Маскарад», написанной в
1835 г.
Дальнейшее развитие литературы было связано с
укреплением позиций реализма. Важной вехой в этом процессе было творчество Николая
Васильевича Гоголя (1809–1852). Его считают первым писателем так
называемой «натуральной школы» в русской литературе, т. е. того течения,
которое сейчас принято именовать «критическим реализмом». Наследие
Н. В. Гоголя многообразно. Это и колоритные зарисовки быта малоросских
помещиков в повестях «Миргород», и наполненные
фантастическими и сказочными мотивами украинского фольклора «Вечера на хуторе близ Диканьки»,
и мистичные «Петербургские повести» в которых гротеск, фантастика («Нос»)
сочетаются с пронзительно реалистичным изображением жизни задавленного жизнью
«маленького человека» («Шинель»). В 1835 г.
Н. В. Гоголь закончил комедию «Ревизор», сюжет которой был
подсказан ему А. С. Пушкиным. Комедия без положительного героя, в
образах вороватых провинциальных чиновников она демонстрировала портрет всей
чиновно-самодержавной Российской империи. Не случайно фраза городничего в
финальной сцене: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь» воспринималась как
адресованная в зрительный зал. Своеобразным сочетанием сатиры и лирики,
реализма и гротеска является неоконченное произведение Н. В. Гоголя «Мертвые
души», названное самим писателем поэмой[1].
На середину века пришелся расцвет творчества
графа А. К. Толстого (приходившегося
Л. Н. Толстому троюродным братом). Из наиболее известных произведений
А. К. Толстого следует назвать стихотворение, впоследствии ставшее
популярным романсом «Колокольчики мои…», и исторический роман «Князь
Серебряный».
Особое значение, которое приобрела в I
половине XIX в. литература, обусловило появление литературной
критики как самостоятельного жанра. Высшие достижения в этой сфере связаны с
именем Виссариона Григорьевича Белинского (1811–1848), значение
творчества которого выходит далеко за пределы узколитературоведческих вопросов.
В. Г. Белинский был одним из тех мыслителей, усилиями которых
утверждалось высокое гражданственное звучание русской литературы. Во многом
благодаря В. Г. Белинскому литературная критика в России стала
пространством идейной борьбы, форумом, на котором обсуждались важнейшие вопросы
жизни общества, трибуной, с которой передовые
идеи шли в массы.
В первой половине XIX в. активизируется собирательская
и исследовательская деятельность в
области русского фольклора. Много занимались этим славянофилы. Собрание
народных песен П.В.Киреевского, составившее 11 томов, является наиболее полным
сводом русского фольклора.
Литература. Именно
расцвет литературы позволил определить первую половину XIX в. как «золотой век»
русской культуры. Писатели, отражавшие российскую действительность, занимали разные
общественно-политические позиции. Существовали различные художественные стили
(методы), сторонники которых придерживались противоположных убеждений. В
литературе первой половины XIX в. закладывались те основополагающие принципы,
которые определили ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические
идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм,
поиски социальной справедливости. Литература становилась важным средством
формирования общественного сознания.
На рубеже XVIII—XIX вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце
своего творческого пути к этому художественному методу пришел поэт Г. Р.
Державин. Главным представителем русского сентиментализма был писатель и
историк Н. М. Карамзин (повесть «Бедная Лиза») и др.
Русский сентиментализм просуществовал недолго. Героические события войны 1812
г. способствовали появлению романтизма. Он был широко распространен и в России,
и в других европейских странах. В русском романтизме существовало два течения.
В творчестве В. А. Жуковского проявился «салонный» романтизм. В балладах он
воссоздал мир поверий, рыцарских легенд, далеких от реальной действительности.
Другое течение в романтизме представляли поэты и писатели — декабристы (К. Ф.
Рылеев, В. К. Кюхельбекер, д. А. Бестужев-Марлинский). Они призывали к борьбе
против самодержавно-крепостнических порядков, выступали за идеалы свободы и
служения Родине. Романтизм оказал заметное влияние на раннее творчество А. С.
Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
Во второй четверти XIX в. в европейской литературе начал утверждаться реализм.
В России его основоположником стал А. С. Пушкин. После создания романа «Евгений
Онегин» этот художественный метод стал доминирующим. В творчестве М. Ю.
Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова
отчетливо проявились характерные черты реализма: правдивое отображение
действительности во всем ее многообразии, внимание к простому человеку,
обнажение отрицательных явлений жизни, глубокие раздумья о судьбах Родины и
народа.
Большое значение для развития литературы имела деятельность «толстых»
литературных журналов «Современник» и «Отечественные записки». Основателем
«Современника» был А. С. Пушкин, а с 1847 г. его возглавили Н. А. Некрасов и В.
Г. Белинский. В 40-е годы XIX в. «Отечественные записки» сплачивали вокруг себя
наиболее талантливых писателей того времени — И. С. Тургенева, А. В. Кольцова,
Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина. В этих журналах возникло новое
явление для России — литературная критика. Они стали и центрами литературных
объединений, и выразителями разных общественно-политических взглядов. В них
отражалась не только литературная полемика, но и идейная борьба.
Развитие литературы происходило в сложных социально-политических условиях. Ее
постоянное соприкосновение с передовыми течениями общественной мысли вынуждало
правительство применять к литераторам запретительные и репрессивные меры. В
1826 г. цензурный устав, названный современниками «чугунным», сменил прежний
(1804 г.), более либеральный. Теперь цензор мог по своему усмотрению кромсать
текст, убирая из него все, что ему казалось оскорбительным для самодержавия и
церкви. «История нашей литературы, по словам А. И. Герцена,— это или
мартиролог, или реестр каторги». А. И. Полежаев и Т. Г. Шевченко были отданы в
солдаты. А. И. Герцен и Н. П. Огарев за свои первые литературные опыты сосланы.
А. А. Бестужев-Марлинский убит во время Кавказской войны.
Театр
Еще одним прямым следствием развития словесности можно
считать возрастание роли драматического театра в жизни общества. Театр
играл все более заметную роль в общественно - культурной жизни.
В первой половине XIX в. в России театральная жизнь
вступила в новую фазу. Существовали различные виды театров. По-прежнему широко
были распространены крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим
фамилиям (Шереметевым, Апраксиным, Юсуповым и др.).
В 1824 г. в результате раздела Петровского театра в
Москве появились две самостоятельные труппы: драматическая (Малый театр) и
оперно-балетная (Большой театр) .
Центром театральной культуры в Москве был Малый театр. В 20–30-х гг. XIX в.
классицизм был вытеснен из репертуара пьесами романтической направленности. Расцвет романтизма на сцене связан с творчеством
замечательных русских актеров П. С. Мочалов, М. С. Щепкина, А. Е. Мартынова.
Драматургия А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя, особенно
А.Н.Островского способствовала утверждению реалистической драмы в театральном
репертуаре. В этот период начинается становление режиссуры, искусства
оформления спектакля. Большой резонанс вызывали спектакли, шедшие на сценах московского Малого
театра и петербургского Александринского (с 1832 г)
Театр. Драматический театр развивался
под воздействием тех же тенденций, что и литература. В нем в начале XIX в.
господствовали классицизм и сентиментализм. Позднее появились романтические
пьесы. Ставились произведения европейских (Ф. Шиллер, В. Шекспир) и
отечественных авторов. Особенно популярен был Н. В. Кукольник, написавший ряд
исторических пьес. Большим успехом пользовались сатирические комедии Д. И.
Фонвизина и И. А. Крылова. В 30 — 40-е годы XIX в. под влиянием отечественной
литературы в театральном репертуаре стали утверждаться реалистические традиции.
Крупным событием культурной жизни России стала постановка пьесы Н. В. Гоголя
«Ревизор».
Талантливые артисты — В. А. Каратыгин, П. С. Мочалов, Е. С. Семенова и др.—
закладывали основы русской театральной школы. В Малом театре, исповедовавшем
реалистические традиции, в роли Фамусова («Горе от ума») и Городничего
(«Ревизор») прославился М. С. Щепкин. Он вошел в историю театра как реформатор
актерского мастерства. В Александринском театре реалистические образы
Хлестакова в «Ревизоре» и Митрофанушки в «Недоросле» создал А. Е. Мартынов.
Балет. Особое место в культурной жизни России занимало балетное
театральное искусство. Оно развивалось в тесной связи и под влиянием
отечественной литературы. Уходили в прошлое балеты «чистейшего классицизма». Им
на смену приходили сентиментальные мелодрамы и романтические постановки. Кроме
балетных дивертисментов, сопровождавших оперы или имевших самостоятельный
характер, в репертуаре появились балеты, сюжет которых был подсказан
отечественной литературой («Руслан и Людмила», «Бахчисарайский фонтан»,
«Кавказский пленник» А. С. Пушкина). В либретто балетов использовались
мифология, сказки, события из реальной истории разных стран.
Своим успехом балет в России обязан балетмейстеру, педагогу и драматургу Ш.
Дидло. Он создал основы русского классического балета, использовав национальные
мотивы и традиции европейского танцевального искусства. Под его руководством на
Петербургской сцене блистали А. С. Новицкая, А. И. Истомина, А. А. Лихутина и
др.
Музыка
Музыка. В первой половине XIX в. открылась новая страница в истории
отечественной музыкальной культуры. Композиторы не стремились к заимствованиям
у немецкой, итальянской и французской школ. Многовековое народное творчество
создало основу для развития национальной музыкальной школы. Сочетание народных
мотивов с романтизмом обусловило появление особого жанра — русского романса (А.
А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилев).
Особое место в истории русского музыкального искусства занимал композитор М. И.
Глинка. В его творчестве искусно переплетались классические каноны европейской
музыкальной культуры с русскими народными мелодиями. Оперы «Жизнь за царя» по
либретто Н. В. Кукольника, «Руслан и Людмила» по мотивам поэмы А. С. Пушкина
заложили основы русского оперного искусства. Кроме опер, М. И. Глинка писал
романсы, этюды, хоры и струнные квартеты. Он был родоначальником всех основных
жанров национальной классической музыки.
Реалист и новатор А. С. Даргомыжский вводил в свои произведения бытовые сюжеты
и народные песенные мелодии, удачно развивал приемы и средства музыкальной
выразительности в операх «Русалка» и «Каменный гость». Крупным представителем
романтического направления в музыке был композитор А. Н. Верстовский (опера
«Аскольдова могила»).
Первая половина
XIX в. ознаменована расцветом русской музыки, связанным, прежде всего, с
именем Михаила Ивановича Глинки (1804–1857), вошедшего в историю как
первый русский композитор мирового значения. М. И. Глинка считается
основателем русской классической музыки. Его оперы «Жизнь за царя» и «Руслан
и Людмила» во многом определили дальнейшее развитие русской оперной
музыки на много десятилетий вперед. Отличительной чертой творческого подхода
композитора было использование мотивов русского фольклора, народной музыки.
«Создает музыку народ, а мы, композиторы, только ее аранжируем», – считал
М. И. Глинка. Писал Глинка и романсы.
Развитие национальной темы в музыке продолжил
младший современник Глинки Александр Сергеевич Даргомыжский
(1813–1869). Новаторство Даргомыжского выразилось в поиске новых выразительных
средств в музыке. Основным средством создания индивидуального образа служило
для Даргомыжского музыкальное воспроизведение интонаций живой человеческой
речи. Его опера «Русалка», в основу которой был положен пушкинский сюжет,
знаменовала рождение нового жанра – народно-бытовой психологической драмы.
Даргомыжский обогатил жанры вокальной лирики: песня «Старый капрал»,
сатирико-комические песни «Червяк» и «Титулярный советник».
Существенный вклад в развитие в русской
музыкальной культуры внесли современники Глинки А. А. Алябьев, А. Е. Варламов,
А. Л. Гурилев,
известные сегодня, в основном, как авторы романсов.
Архитектура
Архитектура и градостроительство. Русская архитектура первой половины XIX в. связана с
традициями позднего классицизма. Характерная черта — создание крупных
ансамблей. Это особенно проявилось в Петербурге, в котором многие кварталы
поражают своим единством и гармоничностью. По проекту А. Д. Захарова было
воздвигнуто здание Адмиралтейства. От него разошлись лучи петербургских
проспектов. Стрелку Васильевского острова украсило здание Биржи и ростральные
колонны (архитектор Т. де Томон). Невский проспект приобрел завершенный вид
после возведения А. Н. Воронихиным Казанского собора. По проекту А. А.
Монферрана был создан Исаакиевский собор — самое высокое здание России того
времени. К. И. Росси закончил формирование петербургских ансамблей зданиями
Сената, Синода, Александринского театра и Михайловского дворца. Именно в первой
половине XIX в. Петербург стал подлинным шедевром мирового зодчества.
Сгоревшая в 1812 г. Москва тоже отстраивалась в традициях классицизма, но с
меньшим размахом, чем Петербург. О. И. Бове оформил ансамбль Театральной
площади, возведя здания Малого и Большого театров. Крупным архитектурным
ансамблем стала Манежная площадь со зданиями Университета (перестроенными Д. И.
Жилярди), Манежа и Александровского сада (архитектор О. И. Бове). Грандиозное
здание Манежа было построено в честь пятилетия победы над Наполеоном и для
смотра войск, возвращавшихся в 1817 г. из заграничного похода. В дальнейшем это
здание использовалось для проведения парадов, для сельскохозяйственных и
этнографических выставок, музыкальных концертов.
В 30-х годах классицизм в архитектуре с его лаконичностью, строгостью линий и
форм начал сменяться «русско-византийским стилем». К. А. Тон преобразил
территорию Кремля, построив Большой Кремлевский дворец и здание Оружейной
палаты. По его проекту в 1839 г. был заложен храм Христа Спасителя как символ
избавления от нашествия французов в 1812 г. (Строительство было завершено лишь
в 1883 г.)
Существенные преобразования затронули лишь центр старой стопины России. В целом
же ее облик изменился мало, она оставалась деревянной и архаично застроенной.
На Красной площади располагались многочисленные торговые ряды и лавки, заслонявшие
ее красоту. Тверскую улицу обрамляли сады и огороды. За Тверской заставой (в
районе нынешнего Белорусского вокзала) простиралось огромное поле, на котором
охотники травили зайцев. Весьма образно обрисовал Москву той поры поэт П. А.
Вяземский:
«...здесь чудо — барские палаты
С гербом, где венчан знатный род.
Вблизи на курьих ножках хаты
И с огурцами огород».
Подражая обеим столицам, преображались и провинциальные города. Там работали
талантливые архитекторы Я. Н. Попов, В. П. Стасов и др. По проекту В. П.
Стасова в Омске был возведен Никольский казачий собор. В Одессе по проекту А.
И. Мельникова создан ансамбль Приморского бульвара с полукруглыми зданиями,
обращенными к морю, и в центре с памятником герцогу Ришелье — создателю и
первому губернатору Одессы. Ансамбль завершала величественная лестница, ведущая
к морю.
В целом в первой половине XIX в. Россия добилась впечатляющих успехов в области
культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских писателей,
художников, скульпторов, архитекторов и композиторов. Завершился процесс
складывания русского литературного языка и в целом — формирования национальной
культуры. Традиции, заложенные в первой половине XIX в., развивались и
приумножались в последующее время.
Вид греческого храма придал зданию Биржи
архитектор Ж. Тома де Томон (1760 – 1813), швейцарец по
происхождению, приехавший в Россию еще в XVIII в. Монументально-лаконичный
силуэт, мощная дорическая колоннада Биржи в сочетании с поставленными по краям
ростральными колоннами организуют не только ансамбль стрелки Васильевского
острова, разделяющей два русла Невы перед ее впадением в Финский залив, но и
влияют на восприятие как Университетской, так и Дворцовой набережных.
Важную роль в формировании архитектурного
облика Петербурга играет здание Адмиралтейства, возведенное по
проекту А. Д. Захарова. Фасад Адмиралтейства растянулся на
406 м. В центре его расположена триумфальная арка с высоким золоченым шпилем,
ставшим одним из символов города.
Высшим достижением ампирной архитектуры
Петербурга явилось творчество знаменитого архитектора Карла Ивановича Росси
(1775–1849). Наследие его огромно. Он проектировал целыми ансамблями. Так,
создавая Михайловский дворец (ныне Русский музей), Росси организовал
площадь перед дворцом, наметив эскизы фасадов, выходящих на площадь домов,
спроектировал новые улицы, связавшие дворцовый комплекс с окружающей городской
застройкой, Невским проспектом и пр. Принял К. И. Росси участие
в оформлении Дворцовой площади, прилегающей к Зимнему дворцу Растрелли. Росси
замкнул ее классически торжественным зданием Генерального Штаба,
украшенным триумфальной аркой, вершина которой увенчана колесницей Славы.
К. И. Росси были спроектированы здания Александринского театра, Публичной
библиотеки, Сената и Синода.
Замечательные памятники ампирной архитектуры
создал В. П. Стасов. Им спроектированы Павловские казармы на
Марсовом поле в Петербурге и Императорские конюшни. С 1818 по
1858 г. французским архитектором Огюстом Монферраном строился
грандиозный Исаакиевский собор – здание, чьи несколько тяжеловесные,
перегруженные декором формы свидетельствовали о начале кризиса классицизма в
архитектуре и наступлении эпохи эклектики (смешения стилей).
В Москве выдающимся мастером зрелого
классицизма стал Осип Иванович Бове (1784–1834). Им было построено здание Большого
театра, спроектирована Театральная площадь, возведены Триумфальные
ворота на въезде в город со стороны Петербурга и пр. Много и
плодотворно работали в Москве архитекторы Д. И. Жилярди и А. Г. Григорьев.
Особенно интересны их проекты московских жилых домов и усадеб.
В 1804–1818 гг. И. П. Мартос,
скульптор, чья творческая карьера началась еще в XVIII столетии, создает памятник
Минину и Пожарскому, средства для строительства которого были собраны
по общественной подписке. В памятнике воплотились настроения патриотического
подъема, охватившие русское общество в связи с отражением нашествия войск
Наполеона. Развитие скульптуры тесно связано с развитием архитектуры. Особенно
много работ, органично включенных в различные архитектурные ансамбли, было
создано скульпторами С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским
(Колесница Славы на Триумфальной арке Росси, скульптурные группы у Горного
института Воронихина и пр.). Интересно также творчество скульпторов И. П. Витали
(бюст Пушкина, 1837 г.; ангелы у светильников на углах Исаакиевского собора), П. К. Клодта
(«Укротители коней» на Аничковом мосту в Петербурге, конный памятник Николаю I,
установленный на площади перед Исаакиевским собором).
Живопись
Живопись и скульптура. Для русского изобразительного искусства
также были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом
был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением,
препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго
следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и
мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли
рамки академизма. Поэтому они чаще, чем прежде, обращались к портретному жанру.
Ярким представителем романтизма в живописи был О. А. Кипренский, кисти которого
принадлежат несколько замечательных картин. Его портрет молодого, овеянного
поэтической славой А. С. Пушкина является одним из лучших в создании
романтического образа.
Реалистическую манеру отражали произведения В. А. Тропинина. Он тоже написал
портрет А. С. Пушкина. Перед зрителем предстает умудренный жизненным опытом, не
очень счастливый человек. Чаще всего В. А. Тропинин обращался к изображению
людей из народа («Кружевница», «Портрет сына» и др.).
Художественные и идейные искания русской общественной мысли, ожидание перемен
отразились в картинах К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» и А. А. Иванова
«Явление Христа народу».
В первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой сюжет. Одним из
первых к нему обратился А. Г. Венецианов. Она посвятил свои картины «На пашне»,
«Захарка», «Утро помещицы» изображению крестьян. Его традиции продолжил П. А.
Федотов. Его полотна реалистичны, наполнены сатирическим содержанием, разоблачающим
торгашескую мораль, быт и нравы верхушки общества («Сватовство майора», «Свежий
кавалер» и др.). Современники справедливо сравнивали П. А. Федотова в живописи
с Н. В. Гоголем в литературе.
На рубеже XVIII—XIX вв. наметился подъем русской скульптуры. И. П. Мартос
создал первый в Москве памятник — К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади.
По проекту А. А. Монфсррана была воздвигнута 47-метровая колонна на Дворцовой
площади перед Зимним дворцом как памятник Александру I и монумент в честь победы
в войне 1812 г. Б. И. Орловскому принадлежат памятники М. И. Кутузову и М. Б.
Барклаю де Толли в Петербурге. П. К. Клодт был автором четырех конных
скульптурных групп на Аничковом мосту и конной статуи Николая I. Ф. П. Толстой
создал серию замечательных барельефов и медалей, посвященных Отечественной
войне 1812 г.
Господствующим
стилистическим направлением в живописи в I половины XIX в.
стал романтизм. Выдающимся мастером романтического портрета был Орест
Адамович Кипренский (1782–1836). Среди многочисленных его работ
особенно интересны портреты современников художника поэтов В. А. Жуковского
и А. С. Пушкина.
Отзыв Пушкина о своем портрете вполне характеризует творческую манеру
Кипренского, в которой портретное сходство, правдивость сочетались с некоторой романтической
идеализацией изображаемого персонажа: «Себя как в зеркале я вижу, но это
зеркало мне льстит». Не менее прославленным портретистом был Василий
Андреевич Тропинин (1776–1857), сын крепостного крестьянина, сам он
освободился от крепостной зависимости в возрасте 45 лет. Мастерство принесло
ему всеобщее признание и звание академика. Для
живописи Тропинина характерны простота, безыскусность, достоверность передачи
бытовой обстановки, в которую он помещал портретируемую модель. Одна из лучших
его работ – портрет сына Арсения. Тропинин является создателем одного из
прижизненных портретов А. С. Пушкина (1827 г.).
Родоначальником бытового жанра в русском искусстве явился Алексей
Гаврилович Венецианов (1780–1847) («Гумно», «На пашне. Весна», «Утро
помещицы»), художник и педагог. Венецианова привлекало изображение
деревенской жизни. Деревня на его полотнах предстает в сильно идеализированном
виде, но все же сам факт обращения к народному быту является свидетельством
определенного этапа в развитии, приведшем в последствии к формированию в полной
мере реалистического искусства. Традиции бытописательства нашли продолжение в
творчестве П. А. Федотова – художника, которого часто называют
«Гоголем в живописи». Его работы носят, как правило, сатирический характер, в
них перед зрителем разворачивается целая история. Таковы его полотна «Свежий
кавалер», «Сватовство майора».
Величайшим мастером романтической живописи был Карл Павлович Брюллов
(1799–1852). Окончив с золотой медалью Академию художеств, Брюллов уехал в
Италию. В своем искусстве художник сочетал лучшие традиции академической школы,
эмоциональность романтизма и стремление к исторической правде, которое
позволяет говорить об элементах реализма в его творческой манере.
К. П. Брюллов получил признание и славу уже при жизни. Его картина «Последний
день Помпеи» стала настоящим событием в культурной жизни того времени.
Брюллов был выдающимся портретистом. Он писал как замечательные по красоте
парадные портреты («Всадница» 1832 г.; портрет графини Ю. П. Самойловой
1839 г.), так и камерные, отличающиеся тонким психологизмом (портрет
А. Н. Струговщикова 1841 г.; Автопортрет 1848 г.).
Совсем по другому складывалась судьба другого великого живописца эпохи Александра
Андреевича Иванова (1806–1858). Он не был любимцем высшего света, вел
жизнь наполненную работой, много сил отдавал изучению философии и истории
религии. Главным его произведением, замысел которого он долго вынашивал, к
которому шел всю жизнь была картина «Явление Христа народу». Созданию
этого монументального полотна он посвятил двадцать лет (1837–1857 гг.) В
процессе работы над картиной было создано огромное количество набросков и
эскизов, имеющих самостоятельную художественную ценность.
В жанре морского пейзажа (так называемой
марины) работал И. К. Айвазовский (1817–1900). Его
полотна поражают удивительно живописным изображением морской стихии.
Пронизанные лучами солнца волны, грозовое небо – излюбленные мотивы
И. К. Айвазовского. Хрестоматийную известность приобрела картина «Девятый
вал» (1850 г.), являющаяся ярким примером непревзойденного
профессионализма мастера и свидетельствующая о романтическом складе его
творчества в этот период.
Образование
Предыдущий XVIII
век, век Просвещения, немало дал для развития системы образования. Были
достигнуты существенные успехи в этой области: создана сеть двух- и
четырехклассных школ, на время снявшая проблему начального образования, в
больших городах открыты гимназии и сословные учебные заведения: кадетские
корпуса, благородные пансионы и пр.
Развитие
экономики страны, расширение государственного аппарата, усложнение жизни в
целом предопределили необходимость дальнейшего совершенствования системы
образования. В XIX столетии оно продолжилось. Руководство системой
образования становится особой сферой государственного управления. Специальным
указом 1803 г. были созданы шесть
учебных округов, во главе которых стояли попечители. В каждом из округов были
открыты три разряда начальных и средних учебных заведений, образование в
которых было преемственным: приходские училища, уездные училища, классические
гимназии. Окончание гимназий открывало дорогу в университет. В начале XIX в. в
стране было открыто 5 новых университетов (в
Дерпте, Вильно, Казани, Харькове и Петербурге). В эпоху Александра I образование было бессословным.
В начале века
продолжает развиваться система закрытых учебных заведений для дворян. Во многих
городах открываются лицеи, первым лицеем был Демидовский в Ярославле. Самый
известный из них – Царскосельский, открытый в 1811 г. Программа преподавания в нем почти соответствовала
университетской. В лицее получили образование литераторы А. С. Пушкин, В. К.
Кюхельбекер, И. И. Пущин, А. А. Дельвиг, М. Е. Салтыков-Щедрин; дипломаты А. М.
Горчаков и Н. К. Гире; министр народного просвещения Д. А. Толстой; публицист
Н. Я. Данилевский и др.
Широко была распространена
система домашнего образования. В ней основное внимание уделялось изучению
иностранных языков, словесности, музыки, живописи, правил поведения в обществе.
В первой половине XIX в. в России не было системы женского образования.
Только для дворянок открыли несколько закрытых институтов (средних учебных
заведений), созданных по образцу Смольного института благородных девиц.
Программа была рассчитана на 7—8 лет обучения и включала арифметику, словесность,
историю, иностранные языки, музыку, танцы, домоводство. В начале ХТХ в. в
Петербурге и Москве были созданы школы для девушек, отцы которых имели
обер-офицерское звание. В 30-е годы открылось несколько школ для дочерей
гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Однако основная масса женщин была
лишена возможности получить даже начальное образование .
При Николае I оно приняло замкнутый сословный характер: приходские школы
для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и других
городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников. Для дворянства,
кроме того, открывались и специальные средние учебные заведения — кадетские
корпуса и др. Лишь гимназическое образование или окончание специальных
дворянских учебных заведений давало право поступления в университеты.
Образование было
поставлено под неусыпный идеологический контроль государства. Министром
образования графом С. С. Уваровым была
сформулирована «теория официальной народности», три «столпостены» которой «православие,
самодержавие, народность» должны были стать основой государственной политики в
сфере образования и печати. В 1827 г. был
издан указ, запрещавший прием в средние и высшие учебные заведения крепостных
крестьян. Был усилен контроль за университетами, считавшимися источником
«неблагонадежности». Большую долю среди студентов
и профессоров университетов составляли разночинцы, это создавало угрозу
возможных беспорядков. В 1835 г.
университеты были лишены статуса внутренней автономии. Была повышена плата за
обучение. Преподаватели, вызывавшие сомнения в своей лояльности немедленно
увольнялись.
Увеличивается
количество военных учебных заведений, обучение в которых проходили в основном
молодые дворяне. В 1832 г. была открыта Императорская
военная академия, а в 1855 г. открыты Артиллерийская и Инженерная
академии.
Рост
промышленного производства и развитие техники вызвали рост потребности в
специалистах технических специальностей. В I половине XIX в. увеличилось количество
профессионально-технических учебных заведений. В начале 30-х гг. в Петербурге
были основаны Институт гражданских
инженеров, Лесной институт, Практический политехнический институт, Институт
инженеров путей сообщения. Горная школа,
основанная еще в XVIII в.,
была преобразована в Горный институт. В Москве были основаны Практическая
коммерческая академия, Земледельческая
школа, Горнозаводская школа, Техническое
училище (ныне МВТУ им. Баумана).
Особое значение для просвещения народа
играло издание книг.
В начале XIX в. существовали лишь государственные типографии, в 30 — 40-е годы
распространилось частное книгоиздательство. Оно прежде всего связано с именем
А. Ф. Смирдина, которому удалось удешевить стоимость книг, увеличить тиражи и
сделать книгу широко доступной. Он был не только предпринимателем, но и
известным издателем-просветителем.
В первой половине XIX в. заметно оживилось
газетное и журнальное дело. Кроме «Санкт-Петербургских»
и «Московских ведомостей» появились
многие частные газеты («Северная пчела»,
«Литературная газета» и др.)- Первым русским общественно-политическим
журналом был «Вестник Европы»,
основанный Н. М. Карамзиным. Материалы патриотического содержания публиковались
в журнале «Сын Отечества». Огромной
популярностью в 30—50-е годы пользовались литературно-художественные журналы «Современник» и «Отечественные записки»,
в которых сотрудничали В. Г. Белинский, А. И. Герцен и другие прогрессивные
общественные деятели.
В 1814 г.
в Петербурге появилась первая публичная библиотека, ставшая национальным
книгохранилищем. В дальнейшем публичные и платные библиотеки открывались во
многих провинциальных городах. Нередки стали крупные частные книжные коллекции
в домах не только богатых людей.
В первой половине XIX в. начали
открываться общедоступные музеи, ставшие местом хранения вещественных,
письменных и изобразительных памятников, представлявших историческую,
культурную и художественную ценность. Примечательно, что музейное дело более
быстрыми темпами развивалось в провинциальных городах: Барнауле, Оренбурге,
Феодосии, Одессе и др. В 1831 г. был основан Румянцевский музей в Петербурге.
Он содержал книги, рукописи, монеты, этнографические коллекции. Все это было
собрано графом Н. П. Румянцевым и передано после его смерти государству. В 1861
г. собрание было перевезено в Москву и послужило основой Румянцевской
библиотеки (ныне — Российская государственная библиотека). В 1852 г. коллекция
произведений искусства в Эрмитаже была открыта для публичного доступа.
Распространению знаний
способствовали также ежегодные с конца 20-х годов XIX в. всероссийские
промышленные и сельскохозяйственные выставки.
Распространению знаний способствовали
многие научные общества: Географическое, Минералогическое, Московское общество
испытателей природы, упомянутые выше Общество истории и древностей российских,
Общество любителей российской словесности. Они устраивали публичные лекции,
печатали отчеты и сообщения о наиболее выдающихся достижениях отечественной
науки, финансировали различные исследования.
Наука
Значительных успехов добились российские ученые. Существенные достижения
ознаменовали исследования как в фундаментальных областях науки, так и в
прикладных, развитие которых было обусловлено производственными потребностями.
Ведущими научными центрами оставались Академия наук и Московский университет.
Наряду с ними большую роль в науке играли недавно образованные университеты –
прежде всего Петербургский, Казанский и Дерптский. Помимо Академии наук и
университетов значительную роль в развитии русской науки играли различные
научные общества: одно из старейших в мире Русское географическое общество,
основанное в 1845; Императорское общество истории и древностей российских,
Археологическое общество, Математическое общество и др.
С Казанским университетом связана деятельность знаменитого, ученого
Н. И. Лобачевского. Великий математик Николай Иванович Лобачевский
(1792–1856) – профессор в 23 года, ректор университета, является создателем
«неэвклидовой геометрии» – нового учения в науке, весьма радикально изменившего
представления о природе пространства, в основе которого более 2 тыс. лет лежала
считавшаяся незыблемой теория древнегреческого ученого Евклида. Геометрия
Лобачевского отличается от обычной Евклидовой прежде всего тем, что согласно
одной из базовых аксиом Лобачевского в
плоскости через точку не лежащую на прямой можно провести более чем одну прямую, параллельную данной. Отличаются многие
теоремы, например, сумма углов в треугольнике меньше 1800 и т.
д. Несмотря на внешнюю парадоксальность, Н. И. Лобачевскому удалось
доказать логическую обоснованность его построений.
Химику профессору Н. Н. Зинину впервые
удалось получить анилин – органическое вещество, применяемое в производстве
красителей и фармацевтической промышленности.
Русский физик, академик Петербургской АН В. В. Петров с
помощью созданной им крупнейшей для того времени гальванической батареи открыл электрическую
дугу и показал возможность ее использования для освещения и плавки
металлов. Академиком Б. С. Якоби были
изобретены электродвигатель, гальванопластика и несколько типов телеграфных
аппаратов.
Академик В. Я. Струве был основателем и первым директором
всемирно известной и лучшей на тот момент в мире Пулковской обсерватории,
сыгравшей огромную роль в развитии астрономических исследований. Возникла целая
династия: учеными-астрономами были сын В. Я. Струве –
О. В. Струве и его внуки.
С Дерптским университетом была связана деятельность основоположника
военно-полевой хирургии Н. И. Пирогова. Пирогов
участвовал во многих военных кампаниях: оборона Севастополя, Русско-турецкая
война 1877–78 гг. и др. Он впервые произвел операцию под наркозом в
полевых условиях. На его счету, помимо научных открытий тысячи спасенных
солдатских жизней.
В 1803–1806 гг. мореплаватели И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский
на кораблях «Надежда» и «Нева» осуществили первое среди русских
путешественников кругосветное плавание, во время которого было открыто множество
новых островов в Тихом и Ледовитом океанах. В 1819–1821 гг. проведена
экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена
и М. П. Лазарева
к Южному полюсу. Во время этого плавания в 1820 г. была открыта Антарктида.
Особые успехи были достигнуты в изучении истории. В начале XIX в. вышла 12-томная
«История государства Российского» Николая Михайловича Карамзина (1766
– 1826). «История» Карамзина написана на основании изучения обширнейшего
комплекса источников. Будучи назначен на официальную должность историографа,
Н. М. Карамзин получил доступ к государственным архивам. Труд его был
поистине титаническим. Однако, помимо научной ценности, «История государства
Российского» имеет огромную непреходящую художественную ценность, в ней в
полной мере проявился талант Карамзина-литератора. Его стиль, слог нельзя
спутать ни с чем. Мировоззрение писателя-сентименталиста способствовало тому,
что на страницах «Истории» впервые уделяется внимание роли народа в
историческом процессе.
Произведение Н. М. Карамзина дало толчок дальнейшему развитию
исторической науки. Первая половина XIX века
дала русской культуре целый ряд имен известных историков: М. П. Погодин, М. Т. Каченовский,
Н. А. Полевой.
В 40-е годы начинается деятельность великого историка Сергея Михайловича Соловьева.
Большой вклад в изучение истории европейского средневековья был сделан
профессором Московского университета Т. Н. Грановским,
сочетавшим качества глубокого ученого и блестящего оратора, лекции которого
оканчивались неизменной овацией, которую устраивала публика, собравшаяся со
всей Москвы.
Наука. В отличие от XVIII в., для
которого был характерен энциклопедизм ученых, в первой половине XIX в. началась
дифференциация наук, выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных
и гуманитарных). Наряду с углублением теоретических познаний все большее
значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение и
внедрявшиеся, хотя и медленно, в практическую жизнь.
Для естественных наук были характерны попытки более глубокого проникновения в
понимание основных законов природы. Исследования философов (физика и
агробиолога М. Г. Павлова, медика И. Е. Дядьковского) внесли значительный вклад
в этом направлении. Профессор Московского университета биолог К. Ф. Рулье еще
до Ч. Дарвина создал эволюционную теорию развития животного мира. Математик Н.
И. Лобачевский в 1826 г., опередив современных ему ученых, создал теорию
«неевклидовой геометрии». Церковь объявила ее еретической, а коллеги признали
правильной лишь в 60-е годы XIX в. В 1839 г. завершилось строительство здания
Пулковской астрономической обсерватории. Она была оснащена современной для того
времени аппаратурой. Обсерваторию возглавил астроном В. Я. Струве, обнаруживший
концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути.
В прикладных науках особенно важные открытия были сделаны в области
электротехники, механики, биологии и медицины. Физик Б. С. Якоби в 1834 г.
сконструировал электромоторы, работавшие от гальваничсеких батарей. Академик В.
В. Петров создал ряд оригинальных физических приборов и положил начало
практическому применению электричества. П. Л. Шиллинг создал первый записывающий
электромагнитный телеграф. Отец и сын Е. А. и М. Е. Черепановы на Урале
построили паровой двигатель и первую железную дорогу на паровой тяге. Химик Н.
Н. Зинин разработал технологию синтеза анилина — органического вещества,
употреблявшегося для закрепления красок в текстильной промышленности. П. П.
Аносов раскрыл утерянный в Средние века секрет изготовления булатной стали. Н.
И. Пирогов впервые в мире начал делать операции под эфирным наркозом, широко
применял антисептические средства в военно-полевой хирургии. Профессор А. М.
Филомафитский разработал методику использования микроскопа для исследования
элементов крови и совместно с Н. И. Пироговым метод внутривенного наркоза.
Складывание России как великой евразийской державы, ее геополитические интересы
требовали активного исследования не только прилегающих к ней территорий, но и
отдаленных районов земного шара. Первая русская кругосветная экспедиция была
предпринята в 1803—1806 гг. под командованием И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф.
Лисянского. Экспедиция прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Изучались
острова Тихого океана, побережье Китая, остров Сахалин и полуостров Камчатка.
Позднее Ю. Ф. Лисянский, проделав путь от Гавайских островов до Аляски, собрал
богатые географические и этнографические материалы об этих территориях. В
1819—1821 гг. во главе с Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым была
осуществлена русская экспедиция, которая 16 января 1820 г. открыла Антарктиду.
Ф. П. Литке изучал Северный Ледовитый океан и территорию Камчатки. Г. И. Невельский
открыл устье Амура, пролив между Сахалином и материком, доказав, что Сахалин —
остров, а не полуостров, как полагали ранее. О. Е. Коцебу исследовал западное
побережье Северной Америки и Аляску. После этих экспедиций многие
географические объекты на карте мира были названы русскими именами.
Гуманитарные науки выделились в особую отрасль и успешно развивались. В начале
XIX в. и особенно после Отечественной войны 1812 г. усилилось стремление
познать русскую историю как важный элемент национальной культуры. При
Московском университете было создано Общество истории и древностей российских.
Начались интенсивные поиски памятников древнерусской письменности. В 1800 г.
было опубликовано «Слово о полку Игореве» - выдающийся памятник древнерусской
литературы XII а. Археографическая комиссия развернула работу по сбору и
публикации документов по русской истории. Начались первые археологические
раскопки на территории России.
В 1818 г. были изданы первые 8 томов «Истории государства Российского» Н. М.
Карамзина. Консервативно-монархическая концепция этого труда вызвала
неоднозначный отклик общественности: одни (крепостники) превозносили автора,
другие (будущие декабристы) порицали его. 19-летний А. С. Пушкин откликнулся
дружеской и ироничной эпиграммой:
«В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья — И прелести кнута».
Н. М. Карамзин своим трудом пробудил интерес многих писателей к отечественной
истории. Под его влиянием были созданы «Исторические думы» К. Ф. Рылеева,
трагедия «Борис Годунов» А. С. Пушкина, исторические романы И. И. Лажечникова и
Н. В. Кукольника.
Для следующих поколений историков (К. Д. Кавелин, Н. А. Полевой, Т. Н.
Грановский, М. П. Погодин и др.) было характерно стремление по-новому осмыслить
русскую историю, понять закономерности и специфику ее развития, связь и отличие
от западно-европейской. При этом углублялось размежевание теоретико-философских
позиций, исторические наблюдения использовались для обоснования своих
политических взглядов и программы будущего устройства России. В конце 40-х
годов начал свои исследования корифей русской исторической науки С. М.
Соловьев. Его научная деятельность в основном протекала в 50—70-х годах XIX в.
Он создал 29-томную «Историю России с древнейших времен» и множество других
работ по разным проблемам отечественной истории.
Комментариев нет:
Отправить комментарий