Глава 4 Русская культура XVII в.
В 1667 г
появляется первый печатный исторический труд «Синопсис»,
написанный под руководством Иннокентия Гизеля
В
конце столетия (
В 1621
в Посольском приказе для царя составлялись «Куранты» - рукописная газета.
Активно
идет освоение новых сибирских земель. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева открыла пролив между Азией и
Северной Америкой. В 1649 Ерофей Хабаров изучил земли по Амуру и
составил карту.В 1695-1696 гг. В Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова
Литература,
устное народное творчество.
Подобного
рода литература была популярна, прежде всего, в демократической среде. Помимо
развлекательного и нравоучительного, в ней была сильна сатирическая,
обличительная составляющая. Наиболее ярко она проявилась в «Повести
о Шемякином суде» и «Повести о Ерше Ершовиче»
– произведениях, в которых высмеивались судебные порядки и продажность
судей. «Повесть о Ерше Ершовиче» – пародия на судебную тяжбу. Сын боярский Лещ
«бьет челом» на «Ерша сына Щетинникова». В рыбьем царстве все как у людей:
имеются и свои лжесвидетели (Сельдь), и корпоративная солидарность «рыбьей
аристократии», а о Леще устами Сельди даже говорится, что он «человек добрый,
христианин Божий». Судья – «Сом с большим усом» – за взятку решает дело в
пользу Леща. Мелкой, но колючей рыбке Ершу остается только плюнуть в глаза
судьям и сбежать.
Среди
произведений демократической литературы выделяется «О куре и лисице», «Служба кабаку», «Калязинская челобитная »
Серьезная,
«высокая» литература XVII в.
представлена сочинениями, посвященными более традиционным для древнерусской
культуры темам. Большой отклик вызвал кризис Смутного времени. Самыми яркими из
произведений, описывающих этот сложный для истории России период, являются «Сказание» Авраамия Палицина, отразившее взгляд непосредственного участника
событий, во многом пристрастного, но умного и наблюдательного и содержащая
официальную точку зрения «Летописная книга», написанная князем И. М. Катыревым-Ростовским
в
Представителем
придворного направления в литературе был воспитатель детей царя Алексея
Михайловича, выпускник Киево-Могилянской академии Симеон
Полоцкий (Самуил Емельянович Ситнианович-Петровский, 1629–1680).
С именем Полоцкого связано появление в литературе новых жанров – силлабической поэзии и драматургии. Симеон выступает
в качестве первого придворного поэта. Его стихи – торжественные, несколько
тяжеловесные, явились прообразом хвалебной оды. В центре композиции образ
царя-самодержца, являющегося живым воплощением политического могущества и славы
России («Орел Российский»). Помимо панегирических сочинений, Симеон
Полоцкий писал вирши на самые разнообразные темы. Будучи сторонником
просвещения, многие свои произведения он посвящал обличению разнообразных
пороков (пьянства, гордыни, алчности) и демонстрации наглядных положительных
примеров. Заинтересованность Симеона вопросами воспитания видна и в его пьесе,
основой которой послужила Библейская история – «Комедия
притча о блудном сыне»,
посвященная, по сути, проблеме отцов и детей.
К тому
же направлению может быть отнесено творчество хорвата Юрия
Крижанича (1618–1683),
прибывшего в Россию в
Ярким
примером обмирщения русской культуры может служить трансформация, которую
претерпел житийный (агиографический) жанр. Возникают жития, значительно
отступающие от сложившегося трафарета: таково, например, «Житие
Юлиании Лазаревской» (Ульянии Осорьиной), написанное ее сыном,
муромским дворянином Калистратом Осорьиным. Произведение сочетает в себе черты
жития и биографической повести: главной героиней выступает, что совершенно
нехарактерно для агиографической литературы, светская женщина, жена служилого
дворянина, которая даже перед смертью не приняла пострига. Природа ее святости
не в суровом подвижничестве, а во всеобъемлющей доброте и любви к людям, ее
аскеза – не самоистязание, а деликатный отказ от преимуществ, которые давала
принадлежность к господствующему классу. Ульяния в голодные годы помогает
обездоленным, кормит, недоедая сама. Стойко переносит жизненные невзгоды,
смерть детей. Это совершенно новый образ, демонстрирующий возможность
достижения святости не только за стенами монастыря, но и в гуще повседневных
забот, обыденных дел, которыми наполнена жизнь хозяйки большого дома.
Еще
более необычным является «Житие протопопа
Аввакума», написанное им самим. С
классическим житием это произведение связывает, пожалуй, только название. В
реальности это автобиография самого влиятельного и яркого вождя
старообрядческой оппозиции Аввакума (1620 – 1682), написанная живым, почти
разговорным языком, совершенно нехарактерным для велеречивой официальной
богословской литературы того времени. Писалось «Житие» во время его
многолетнего заключения в земляной тюрьме в Пустозерске, куда он был заключен
за сопротивление церковным реформам, проводимым патриархом Никоном.
Повествование ведется от первого лица. С необыкновенной силой и тонкой
самоиронией протопоп рисует свои злоключения: побои, и ссылку в Сибирь, и
всевозможные притеснения, чинимые ему «сильными мира сего». Характерная черта
Аввакума – чувство своего огромного духовного превосходства. Яростно клеймит он
своих врагов, прежде всего, конечно, своего бывшего друга по кружку
высокообразованной московской интеллигенции («Кружок ревнителей благочестия»
Стефана Вонифатьева), а ныне патриарха Никона – «носатого и брюхатого борзого
кобеля», «адова пса» и даже «плутишку».
Раскол
является одним из значительнейших событий в жизни русской церкви XVII в. Причиной его стали бурные
споры, разгоревшиеся в среде образованного духовенства по поводу того, каким
путем следует реформировать русскую церковь, в которой за несколько столетий ее
существования накопились отклонения от ортодоксального греческого образца. За
многие годы небрежного и часто бездумного переписывания в церковные книги
вкралось множество ошибок. Причем в разных частях русского государства
отклонения шли по разному, что не могло не броситься в глаза даже при
поверхностном наблюдении. Средневековый человек, в высшей степени внимательно
относившийся к внешней, обрядовой стороне религии, конечно, не мог оставаться
равнодушным к этим проблемам. Их обсуждением занялся упомянутый выше «Кружок
ревнителей благочестия». В ходе обсуждения определилось две точки зрения. Одни
считали, что за образец для исправления следует взять греческие тексты и заново
из перевести на русский язык. Сторонником этой точки зрения был Никон (в то
время еще архимандрит Новоспасского монастыря в Москве), который мечтал
установить вселенское единство православных церквей, и поэтому стремился к
унификации обрядов по византийским образцам. По мнению его идейного противника
– протопопа Аввакума, в качестве образца следовало взять не греческие, а
древние русские книги, потому что греческое православие не смогло сохранить
себя в первозданной чистоте (Флорентийская уния). Кроме того, Русь осталась
единственным независимым православным государством, в отличии от той же Византии,
захваченной турками. Поэтому греческая вера не может служить образцом для
Святой Руси. В конечном итоге в жизнь была воплощена точка зрения именно
Никона, т. к. он стал патриархом. Сторонники Аввакума, составили оппозицию
– «староверов», как они называли себя сами или «раскольников», как именовали их
представители официальной церкви. Борьба была ожесточенной – официальной церкви
так и не удалось полностью искоренить инакомыслие. Часто идеи староверов
становились идеологическим знаменем народных волнений против угнетения.
В 1672 появился придворный театр под руководством
пастора Грегори. В 1675 г на подмостках русского
театра впервые появляется балет
Помимо
храмового строительства ведется строительство светских зданий. Надстраиваются
шатры над башнями московского Кремля. В 30-х гг. на территории Кремля был
сооружен каменный Теремной дворец (арх. Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин, Ларион
Ушаков), а конце 60-х – загородная царская резиденция – деревянный дворец в селе Коломенском (не сохранившийся до
сегодняшнего дня), который, по отзывам современников, своей нарядностью
напоминал «игрушечку, только что вынутую из шкатулки». За царем тянулась
состоятельная часть общества. До сегодняшнего дня сохранились каменные палаты Аверкия Кириллова в Москве (1657).
Самое
значительное, поистине революционное направление в иконописании было связано с
именем царского изографа Симона
Федоровича Ушакова (1626 – 1686). Он отказался от идущей еще из
византийского искусства традиции изображения схематичных плоскостных
бестелесных образов и стремился придать изображению сходство с реальной жизнью,
добиться «живоподобия». Сюжеты икон, автором которых был Симон, вполне
традиционны – это «Спас нерукотворный», «Троица» и т. д. Однако
их решение было новаторским: ангелы его Троицы в отличие от рублевских кажутся
вполне земными существами, лик Христа на иконе «Спас» – это скорее лицо,
изображенное в объеме, с соблюдением анатомических пропорций. С художественной
точки зрения работы Симона Ушакова проигрывают произведениям великих мастеров
прошлого: в его «Троице» нет одухотворенности ангелов Андрея
Рублева, его «Спас» очень уступает по выразительности «Пантократору» Феофана. С другой стороны, и до настоящей
реалистической живописи ему было далеко – делались только первые шаги в этом
направлении. В наследии Симона Ушакова ценно прежде всего само новаторство –
мастеру удалось преодолеть многовековую традицию, ставшую уже шаблоном, его
работы были предвестником зарождения искусства Нового времени. Симон Ушаков был
не только художником, но и педагогом и теоретиком искусства. Свои воззрения на
живопись он изложил в «Слове к любителю
иконного писания».
Значительным
явлением в изобразительном искусстве XVII в.,
знаменовавшем зарю нового времени, было возникновение портрета – парсуны. Парсуна еще очень похожа на
икону, изображение еще во многом условно, но сквозь иконную схему в них уже
проглядывают индивидуальные черты. Известны парсуны, изображавшие царей Ивана
Грозного, Федора Иоанновича, князя Скопина-Шуйского.
Комментариев нет:
Отправить комментарий